Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Классный час «Как нас воспринимают люди?»

Теоретическая часть
Педагог: Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Потому что каждый человек, по сути своей, уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми хорошо было бы уметь взаимодействовать.
Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений, но очень важно допускать и принимать иное мироощущение.
Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками.
В настоящее время вы учитесь, и ваши одноклассники – это люди, с которыми в школе вы проводите большую часть времени, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы вам было приятно в окружении друг друга.
Сегодня мы поговорим о том, что же позволяет нам чувствовать себя комфортнее среди людей.  Для погружения в проблему попробуем выполнить некоторые упражнения.
 
Практическая часть
Упражнение «Достоинства и недостатки». Ребятам  предлагается разделить лист на две половинки: слева записать достоинства, а  справа – недостатки соседа по парте. Если отношения в классе позволяют, то можно обменяться этими записями или предложить ребятам сделать это на их усмотрение. Затем половинку с перечисленными недостатками своего соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться еще раз.
После этого ребята вместе с учителем анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в коллективе жить комфортнее, если ориентироваться на положительные стороны людей, а не «зацикливаться» на отрицательных.  
 
Упражнение «Комплимент». Задание, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент своим одноклассникам. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать комплименты, но и не умеют их принимать. Задача педагога – продемонстрировать, каким же образом делают комплименты и отвечают на них. Учитель должен донести до ребят две основные мысли:
  1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае – это либо подхалимаж, либо издевка.
  2. На комплимент следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их говорить.
 
Упражнение «Влияние группового настроения». Двоим игрокам предлагается выйти из аудитории. Им дают предметы и просят подготовить этюды, показывающие возможности использования этих предметов не по их прямому назначению. Например, зонт можно использовать как указку, ружье, подзорную трубу. Книгу – как зеркало, компьютер и т.д.
Остальным ребятам дается следующая установка: первого вошедшего игрока встретить с улыбкой, хорошим настроением, а второго – наоборот, с недовольным видом, безо всякого настроения, агрессивными выкриками.  Просмотр этюдов можно сопровождать репликами, в первом случае –  одобряющими, а во втором – недовольными. После просмотра этюдов выясняется, с какими ощущениями ребята показывали свои этюды. Как правило, первому было очень комфортно, а второму – достаточно тяжело, он не понимал, что он делает неправильно, хотелось все прекратить.
Затем, педагог объясняет этим двум ученикам, какую же установку получил класс. Основной вывод, к которому должен придти класс вместе с классным руководителем: насколько легче, комфортнее и спокойнее человеку находится в коллективе с ориентацией на позитивное восприятие другого человека.
 
Педагог: Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга. Иногда это называют эмпатией. С помощью следующего теста, давайте попробуем узнать степень выраженности тенденции к эмпатии.
Анкета «Эмпатические тенденции»
(методика А. Мехрабиана)
Цель: измерение степени выраженности тенденции к эмпатии.
Пожалуйста, используйте следующую шкалу для оценки Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, предложенных Вам.
Записывайте Ваши оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру утверждений анкеты:
+4 - несомненно, да (очень сильное согласие)
+3 - да, верно (сильное согласие)
+2 - в общем, да (среднее согласие)
+1 - скорее да, чем нет (слабое согласие)
  0  - ни да, ни нет
- 1 - скорее нет, чем да (слабое несогласие)
- 2 - в общем, нет (среднее несогласие)
- 3 - нет, наверное (сильное несогласие)
- 4 - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие)
1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.
2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, их чувствительность.
3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции.
4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.
5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.
8. Иногда слова песен о любви глупо трогают меня,
9. Мне трудно сохранить самообладание, когда я приношу людям плохие новости.
10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.
11.Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмоциональными.
12. Работу, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей.
13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.
14. Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки.
15. Одинокие люди обычно недружелюбны.
16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.
18. Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев.
19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.
20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.
21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Я не заражаюсь чужим смехом.
23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают.
24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.
25. Я не могу прекрасно себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей.
27. Мне очень больно видеть страдающих животных.
28. Глупо переживать из-за событий, происшедших в фильме или книге.
29. Мне жаль беспомощных людей.
30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31. Когда я смотрю фильм, я переживаю ярко все, что вижу на экране.
32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.
33. Маленькие дети иногда плачут без всякой причины.
«Ключ»
Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака.
При этом в ответах на вопросы:
1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак не меняется;
а в ответах на вопросы:
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак меняется на противоположный.
Оценки от 40 до 50 отражают средний уровень тенденции к эмпатии.
 
Педагог: С.Л.Рубинштейн отмечал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать. Для отношений в классе это крайне важно.